ОБЗОР АРХИТЕКТУРНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ

На главную

ArchiCAD демонстрирует, что пакеты компьютерного проектирования - это не просто программы для 2D-черчения. Будучи пользователем ArchiCAD, вы создадите больше за меньшее время, сосредотачивая свое внимание на проектировании, а не вычерчивании, и получая на выходе более полную и аккуратную документацию. При этом сам процесс проектирования доставит вам больше удовольствия. И все это благодаря мощным, удобным инструментам ArchiCAD и интуитивному интерфейсу. Вы получите два великолепных инструмента, работающих вместе - ваш разум и компьютер.

Являясь объектно-ориентированной системой, объединяющей 2D и 3D, ArchiCAD отличается от других архитектурных пакетов. В ArchiCAD вы не просто рисуете здание, вы строите его. С выходом новой версии ArchiCAD 6.5 процесс Виртуального Строительства (Virtual Building™) был разделен на отдельные 4 этапа, которые являются ключами к увеличению производительности вашей работы: моделирование, составление документации, совместная работа над проектом и согласование проекта с заказчиком.

Что нового в ArchiCAD 6.5? Изменена автоматическая простановка размеров, появилась возможность просмотра нескольких этажей на одном поэтажном плане, связь с внешними файлами, новые инструменты "Балка" и "Круглая колонна", предварительный просмотр библиотечных элементов ArchiCAD. Это далеко не полный перечень всех изменений, которые вы найдете в новой версии популярного архитектурного пакета.



AutoCAD
Architectural Desktop R2
(Autodesk)

Новый базовый пакет для строительного проектирования

AutoCAD Architectural Desktop R2 (ADT) - это базовый AutoCAD 2000 плюс объектно-ориентированная архитектурная надстройка, выполненная на основе новейшей технологии Autodesk ObjectARX, которая позволяет создавать "интеллектуальные", легко управляемые и видоизменяемые архитектурно-строительные объекты.
Пользователь может устанавливать под ADT любые приложения (надстройки), работающие в среде AutoCAD 2000. Таким образом, ADT - это программный продукт не только для архитекторов, но и базовый пакет для смежных специалистов (ОВ, ВК и пр.).

От макета к рабочим чертежам

Идеология работы с ADT включает две стадии проектирования: концептуальную и рабочую. На стадии концептуального проектирования создается объемный макет здания. Для этого разработан новый менеджер макета, который позволяет пользователям видеть иерархию элементов модели, видоизменять, добавлять и удалять отдельные объекты. Макет здания "собирается" из элементов макета (объектов Mass elements). Имеется более десятка стандартных параметрических объектов ( параллелепипед, сфера, цилиндр и т.д) и два типа произвольных - Extrusion и Revolution, которые создаются путем выдавливания или вращения полилиний. В процессе добавления новых объектов макета происходит сопряжение (логическое объединение, вычитание или пересечение ) элементов. Любой объект может быть трансформирован в другую форму ( например, цилиндр может быть трансформирован в куб и т.п). Полученная модель здания может быть "рассечена" горизонтальными сечениями, которые затем конвертируются в поэтажные планировки. Концептуальная стадия проектирования не обязательна, т.е. архитекторы могут идти и по привычному пути - отрисовать сетку строительных осей, запроектировать стены, расставить двери, окна и т.д.

Координационные оси

В ADT реализованы два типа сеток координационных осей: прямоугольные и радиальные. В диалоговом окне настройки сеток в табличной форме задаются общие габаритные размеры и расстояния между каждой осью. При формировании сетки возможно сразу расставить колонны. Все архитектурно-строительные элементы являются едиными объектами, и это значительно облегчает их редактирование. Контекстные меню, вызываемые щелчком правой кнопки мышки, предлагают выполнить все доступные операции по модификации выбранного объекта. Простановка всех цепочек размеров также производится одним нажатием правой кнопки мышки. Очень удобным является редактирование с помощью "ручек", например, возможно передвинуть любую из осей на заданное расстояние - это изменение автоматически произойдет и в таблице настройки сформированной сетки.

Стены

Все архитектурно-строительные элементы в ADT в зависимости от точки зрения (вид в плане или в любом 3D виде) автоматически принимают двухмерный или объемный вид - это одно из свойств "интеллектуальных" объектов.

Пользователь имеет возможность выполнять независимую друг от друга настройку отображения объектов в 2D и 3D. Очевидно, что теперь отпадает необходимость извлечения из трехмерной модели двухмерных планов и фасадов. Для всех объектов, в том числе и стен, введено понятие "стилей". На основе стилей формируют пользовательские библиотеки стен, окон, дверей, лестниц и других элементов.

При формировании стиля стены задается:

  • многослойность в плане: каждому слою можно присвоить своё имя и тип штриховки заданного цвета;
  • многослойность по высотным отметкам: возможность создавать стены с различными толщинами на заданных отметках;
  • стили торцов стен. Самым очевидным их применением является создание четвертей для оконных и дверных проемов. Стили торцов создаются из полилиний и помещаются в соответствующую библиотеку.

В процессе отрисовки стены (в пределах одной команды) можно переключаться с прямолинейных на дуговые сегменты, менять текущие геометрические размеры, переходить с одного стиля на другой.

При редактировании стены существуют следующие возможности:

  • формирование произвольной формы стены, как в плане, так и фронте с произвольной формой оконных и дверных проемов. Для этого необходимо всего лишь отрисовать соответствующие этим формам полилинии, и с помощью инструментов редактирования стена принимает заданные очертания. Взаимные пересечения и сопряжение сложных по форме стен отрабатываются автоматически;
  • модификаторы стены используется для создания карнизов, козырьков, парапетов. Схема та же: рисуются полилинии, описывающие форму элемента в плане, и затем в диалоговом окне редактирования стены задается в табличной форме на какой отметке (по координате Z), в каких пределах (по координате X), будет применен данный модификатор. К одной стене можно применить несколько модификаторов. Все вновь создаваемые формы попадают в библиотеку стилей модификаторов.

В ADT есть функция динамической связи любых объемных элементов со стенами - чрезвычайно полезный и очень элегантный инструмент для создания в стенах ниш и углублений произвольной формы. При установке динамической связи, к примеру, сферы и стены в стене образуется соответствующее углубление. Самым примечательным является то, что поверхность пересечения при перемещении сферы динамически видоизменяется. Связываемый со стеной объект можно, не удаляя, трансформировать в другую форму (сферу можно превратить в цилиндр, куб, конус или в любую поверхность выдавливания). Аналогично при связывании колонн и стен образуются соответствующие ниши. Объекты, динамически связываемые со стенами, располагаются на отдельных слоях. Когда возникает необходимость редактирования углублений, эти слои включаются и вносятся требуемые изменения. С помощью интерфейса Design Center в режиме drag-and-drop можно "втягивать" в текущий чертеж из любого другого стили стен, окон, дверей и лестниц.Для образмеривания необходимо всего лишь выбрать нужные стены и указать местоположение размерной линии, и размерные цепочки будут проставлены, включая все оконные и дверные проемы.

Двери и окна

Двери и окна формируются также на основе стилей. В базовую поставку включено более 60 стилей окон и дверей
плюс библиотека окон и дверей по ГОСТ (более 250 элементов)

Все составные элементы столярных изделий полностью параметризованы. При организации стиля доступна опция произвольных форм - Custom. Для создания custom-объектов сначала необходимо отрисовать замкнутыми полилиниями контуры окна или двери (эти контуры могут быть вложенными) и затем "зарегистрировать" их как профили (AEC Profile). После "регистрации" контуров как профилей их можно применять:

  • для формирования собственных стилей окон и дверей;
  • в настройках ограждений и лестниц для описания форм балясин и поперечного сечения перил;
  • для форм поперечного сечения колонн;
  • для создания элементов макета типа "Extrusion".

Отображение дверей и окон в плане и в любом трехмерном виде можно независимо настраивать: включать/выключать видимость и менять свойства составных элементов столярки. Ещё одним способом создания собственных "рисунков" дверного полотна и окна является замена стандартных элементов пользовательскими блоками (стандартными блоками, выполненными в твердотельных объектах или в трехмерных гранях). Примечательно, что пользовательский блок можно выполнить эскизно, соблюдая лишь основные пропорции. При добавлении такого блока к объекту специальная опция позволяет вписать его по всем измерениям в необходимые габариты. По этой же методике создаются "сборки": к объекту можно добавить любое количество блоков (например, создать сборку "окно + наличники + ставни +…. ").
Независимая настройка отображения архитектурных элементов в 2D и 3D позволяет добавлять к одному и тому же объекту совершенно различные блоки (в 2D- плоские, в 3D-объемные), что обеспечивает максимальную гибкость представления графической информации на чертеже.

Все объекты, в том числе окна и двери, переносятся, копируются и удаляются стандартными командами AutoCAD (к примеру, команда "массив" расставит цепочку окон с заданным шагом).

Лестницы и ограждения

В ADT разработан мощный инструмент для проектирования лестниц и ограждений. Лестницы отрисовываются на основе форм (П-образные, многоплощадочные, винтовые) и стилей (деревянная, бетонная, металлическая или собственного стиля). Диалоговые окна стилей содержат большое количество параметризуемых элементов конструкции лестничного марша. В процессе отрисовки лестницы есть возможность переключаться в необходимых местах на забежные ступени и промежуточные площадки. С помощью "ручек " можно растягивать и изменять контуры лестницы в плане. В окне свойств редактируются размеры и меняются стили. В окне настройки ограждений определяются все размеры и формы (в том числе произвольные) составных элементов - перил, балясин и пр.

Кровли

Одним из наиболее привлекательных способов отрисовки скатных кровель является метод конвертации из контуров наружных стен. При последующем редактировании каждому скату можно задать свой угол наклона (при угле более 90 градусов скат удаляется и при выполнении соответствующей команды стена дотягивается до кровли).Посредством "ручек " скаты динамически растягиваются, а коньки перемещаются. Заложенный в ADT инструмент работы со стенами легко позволит сопрячь стены с кровлей произвольной формы.

Библиотеки интерьеров, экстерьеров и оборудования

В стандартную поставку включены базовые библиотеки мебели, сантехнического оборудования, деревьев, и пр. Вставка в чертеж этих объектов реализована в режиме drag-and-drop посредством интерфейса AutoCAD Design Center. Все объекты также принимают в зависимости от точки зрения двумерный или трехмерный вид.
В ADT введено новое понятие многовидового блока. На его основе очень удобно создавать собственные библиотеки "интеллектуальных" объектов. При определении такого блока необходимо лишь указать в каком виде (в плане, фронте, с боку и т.д) какой стандартный блок будет отображаться на чертеже.

Ведомости и экспликации

В ADT все отчетные таблицы динамически связаны с соответствующими объектами чертежа и при добавлении, удалении, модификации объектов мгновенно происходят соответствующие изменения в отчетных формах. Все шаблоны отчетных документов создаются на основе стилей и благодаря этому можно очень легко создавать собственные формы таблиц, приспосабливать их к конкретным стандартам.

Системные требования

  • процессор Pentium 300 или выше

  • оперативная память 64 Мб

  • операционная система Windows NT 4.0 или Windows 95/98/2000

    Хостинг от uCoz